Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение „Детский сад №40”
На главную Написать письмо Карта сайта
Искать
Версия для слабовидящих

 

Главная
Для Вас Родители
Антикоррупционная политика в МБДОУ
Интернет - приемная
Отзывы
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Социальное партнерство
Карта сайта

Опыт работы по познанию свойств и отношений между предметами


bezimeni300

Я – Власова Светлана Игоревна- воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40 Московского района района. Образование высшее экономическое с педагогической переподготовкой  НГПУ– Педагогический стаж –   3 года. Мое педагогическое кредо - «Мое педагогическое кредо:  "Творить, пробовать, искать и развиваться».

         Представляю опыт работы  по познанию свойств и отношений между предметами  воспитанниками младшего дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша.

Научно – исследовательские, методические   и организационно – педагогические условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на экране.

  АКТУАЛЬНОСТЬ  личного вклада педагога в развитие образования.

Вопросами  развития представлений о свойствах предметов младших дошкольников занимались  такие люди как Л. А. Венгер, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, К. Л. Непомнящая, А. А. Столяр и другие

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром.

          В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Ребенка окружает  разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.

       В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками пространства и т.д. Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, осваивает приемы активного познания свойств предмета. Ребенок познает свойства и отношения между предметами, а это все сенсорное развитие.

                Дети моей группы затруднялись в определении формы предметов, некоторые дети  сомневались в своих ответах о величине предмета, затруднялись в обобщении предметов по цвету, форме и размеру.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие.

Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить сенсорные пробелы знаний у детей. Л. А. Венгер занимался проблемами развития перцептивных (обследовательских) действий и развития процесса восприятия, уделял большое значение познанию ребенком свойств и отношений предметов окружающего мира.

    Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в младшем дошкольном возрасте.

  В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием считаем логические блоки, разработанные психологом и математиком Дьенешем, для подготовки мышления детей и  усвоению математики.

 

 На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы. 

Цель работы: Способствовать познанию детьми свойств и отношений между предметами.

Задачи работы:

1) Способствовать развитию умения самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, цвет и  размер;

2) Развивать перцептивные (обследовательские) действия;

3) Развивать умение детей, обобщать группы предметов по трем свойствам;развивать умения читать кодовые обозначения.

4) Воспитывать культуру общения в процессе дидактических игр.

Ведущая идея: система работы по ознакомлению со свойствами предметов  детей 4-5 года жизни, путем использования блоков Дьенеша улучшит сенсорное развитие младших дошкольников

    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ представлены на экране.

В начале работы было проведено обследование представлений наших детей о величине и форме по методике Т. Д. Рихтерман.

    Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в непосредственно организованной образовательной деятельности  и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, правильность исполнения и самостоятельность при выполнении математического задания. Результаты представлены на экране

    Наблюдения за детьми показали, что некоторые дети знают цвет, величину, обобщают предметы по выделенному свойству: все большие, все красные. Но основная масса детей затрудняется в высказываниях и пояснениях, почему ты так сделал. Дети различают 1 и много, считают в пределах от 1 до 5, но некоторые дети нуждаются в помощи взрослого.

     На основании результатов обследования мы определили следующие этапы работы по математическому развитию в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:

  1. Ознакомление детей с математическими  играми и занимательным математическим материалом.
  2. Закрепление знаний и умений детей при математических играх.
  3. Обобщение умений, навыков и  перенос в другие виды деятельности

Прежде чем начать работу, мы организовали развивающую - предметно- пространственную среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

    Ребят окружают игры, развивающие их мысль и приобщающие к умственной деятельности. Это игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы»,  разрезные картинки, игры,  «Геометрическое лото», и другие.

     Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе есть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные), цифры.

   В математическом уголке также имеются дидактический материал по работе с блоками Дьенеша, дидактические игры, цвет, форма, подбери по цвету, по форме, но еще есть материал, связанный с решением других задач математического развития. Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша.

     Замечено, что некоторые дети любят играть в «Чудесный мешочек». Рома держит мешочек прячет фигурки, Миша на ощупь узнает и вытаскивает геометрические фигурки. Детям это нравится, они повторяют это неоднократно и замечена особенность, проигрывают именно  те игры, которые ими были показаны на занятии.

   После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы – ознакомлению детей с математическими  играми и занимательным математическим материалом.

Была поставлена задача развития у детей интереса к математическому материалу, дидактическим играм и желание действовать  с ними.

      Мы использовали разнообразные методы и приемы, и информационно – рецептивные, и репродуктивные и исследовательские. Использовали художественную литературу, загадки про формы, цвет, размер, что бы помочь ребенку выделить определенное качество.

  Вначале мы познакомили их с игрой «Угадай цвет, форму, величину» (выделение и название отдельных свойств блоков). Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего  («красный», «желтый», «синий») дети поднимают блоки названного цвета. Мы поняли, что они различают свойства. А так же мы просили ребят объединяться в команды по определённым признакам по форме по цвету. Тем детям которые затруднялись в принятие решения, помогали другие ребята называя определенные нужное свойства блока и подзывали в свою команду. Использовали игровые ситуации, «разложили цветы по клумбам», В игре разложи по клумбам ребятам нужно было разложить блоки по цвету, потом по форме, по размеру. В игре разложи печенья по тарелочкам мы раскладывали на столе все блоки и давали ннструкция: Слоник любит желтое печенье, мишка – краснон, собачка - синее. Или называли  форму (инструкция: слоник любит круглое печенье, мишка – квадратное, собачка - треугольное). Алиса положила прямоугольное печенья на тарелку мишке Ксюша сказала: «Убери, мишка любит квадратное печенье, а не прямоугольное». В игре повесь игрушки на елочку детям давалась задания развесить на нижней веточки только желтые, потом только синие и т.д.

       Затем перешли к игре «Давай познакомимся» (выделение и название объема свойств). Дети встают в круг (или парами) у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т.е. перечислить весь объем его свойств. Выделить объем свойств блока более сложно, чем заметить отдельные его свойства. Называя «полное имя» блока, дети незаметно для себя учатся решать эту непростую задачу. Если вначале полное имя блока могли давать дети высокого уровня, то впоследствии и остальные дети смогут легко это делать.

  Задачей второго этапа стало закрепление знаний детей о свойствах предметов: цвете, форме, величине. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков. 

      Мы использовали следующие игры:

* «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока), другие находят этот блок по описанию, выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Детям очень нравится эта игра. В результате наблюдений выяснилось, что они играют в нее самостоятельно. Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, мы стали их подводить к обобщению по двум и трем свойствам и предложили ряд игр в которых предметы группируются по трем свойствам.

* «Наведи порядок» В данной игре мы познакомили детей с карточками  с изображенными свойствами блоков.   В данной игре детям необходимо найти нужный блок и положить на свое место.

* В игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие. Вначале работы классификация по двум свойствам вызывали большие затруднения у детей. После системного включения игр по двум и трем свойствам, дети выполняют эти задания практически без затруднений.  В качестве усложнения игры мы предложили настольную игру цветы на клумбах , где предлагается сажать цветы по условиям которые заданы в  карточках символах где указаны три свойства блока.

   Психологи и педагоги говорили, что одним из средств сенсорного развития, является ознакомление с окружающей действительностью. Поэтому мы стали давать задание детям «Найди в окружающей обстановке» прямоугольно, круглое, квадратное и т. д. Выделение это в окружающем доставляло детям удовольствие. Например, когда уже назвали все предметы в группе, дети стали в коридоре искать, идя на музыкальное занятие, ступеньку сравнивали с прямоугольником, на прогулки искали предметы похожие на круг или квадрат и тд.

Переход  знаний и умений детей в самостоятельную деятельность,  ознаменовал появление  третьего этапа, задачей которого  было создание  условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную  деятельность с математическим материалом.  

       Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности.  Мы оживляли блоки. Дети на основе блоков рисовали машины, животных, так у нас получились книжки – малышки про машины, игрушки. Наблюдая за детьми мы отметили, что они часто разыгрывают игры, предложенные педагогом в повседневной жизни в окружающей обстановке игры, определяли свойства и качества. Красные, круглые похожи на конфеты, стали использовать в игре «Семья». В игре «магазин для зверят» блоки служили в качестве любимого лакомства и для того что бы купить, то что хочется нужно было продавцу объяснить, какое печенье любит его питомец.  Даже сборы на прогулку использовали для закрепления математических ориентировок:  какой формы, цвета платок, а косынка у Ксюши, какого цвета пальто, шапка.

    В результате проведенной работы, мы заметили, что дети стали больше играть, используя свойства предметов. В их речи появилось больше прилагательных. При описании предмета, они не просто называли отдельные его части, но и называли свойства: цвет, форму, величину.

    Ф № 13. Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного решения поставленных задач по математическому развитию.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

  • Ø Родительские собрания, открытые мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
  • Ø Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
  • Ø Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература.

      При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.

    Ф № 14. Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами МБДОУ: музыкальным руководителем, социальным педагогом.

   На занятиях у социального педагога, педагога - психолога дети учатся определять свойства предметов и решать развивающие задания.

   Музыкальный руководитель, в играх обращала  внимание на цвет одежды, размер атрибутов к играм. 

Специалисты создают на своих занятиях условия математического развития детей.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны представлены на слайде.

   В декабре 2016 года нами была проведена повторная диагностика детей  Для анализа нашей работы в конце года было проведено итоговое обследование математического развития по методике Т.Д. Рихтерман. Результаты его представлены на экране. Значительная динамика наблюдается в обобщении геометрических фигур.

     Как видно, произошла яркая положительная динамика в математическом развитии детей, причем изменения произошли у каждого ребенка, либо он перешел с одного уровня на другой, либо произошли качественные изменения внутри  одного уровня.

То есть результатами нашей работы стали:

  1. повышение уровня математического развития каждого ребенка;
  2. развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур;

     В результате проделанной работы мы увидели, что дети с удовольствием познают свойства предметов, находят отношения между предметами, а это и было целью нашей работы.

   Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности представлены на экране.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

Перспективы работы следующие:

  • Продолжать работу по математическому развитию детей средствами  разнообразных дидактических средств.
  • Продолжать работу с блоками Дьенеша.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами  по математическому  развитию детей

603074, Н. Новгород,
ул. Куйбышева, 19.
Тел./ Факс: +7 (831) 241-19-68
E-mail: n.n.mdou40@yandex.ru

© Детский сад №40, 2011-2020

создание сайта и хостинг