Цель : закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10.
Программные задачи:
- способствовать закреплению умения обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
-упражнять в нахождении и накладывании геометрических фигур на образец, создавая определённый рисунок;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
- совершенствовать умение отвечать на вопрос « Какой?» ( два-второй и т. д.)
- упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по- разному;
- повторение состава чисел первого десятка;
- ориентировка на листе бумаге в клетку;
_ сравнение по количеству на основе счёта; пониманию и употреблению понятий « больше», « меньше», «равно»;
-активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
-воспитывать интерес к математике, воспитывать взаимопомощь.
Демонстрационный материал: стулья, на которых наклеены карточки с цифрами: от 1-10; карточки с точками от 1- 10; карточки с животными; модули, « Геометрическое лото».
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поедим на представление в цирк, где будут выступать животные. А на чём же мы поедим? ( предложение детей).
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, на каком виде транспорта мы поедим.
Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо леса, мимо гор,
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый …………( поезд).
Чтобы ехать на поезде нам надо приобрести билет , по которому вы узнаете номер своего вагона. ( Воспитатель раздаёт карточки с точками от 1 – 10. Дети считают точки и находят стулья с этой цифрой)
Воспитатель: Ребята , вагоны у нас есть, даже с номером. А они едут сами? ( их подцепляют к тепловозу). А из чего же мы построим тепловоз? ( строят из модулей) Кто управляет тепловозом? ( машинист)
А вагоны прицепляют, как попало или по порядку: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый , десятый? Какой вагон прицепим первым к тепловозу? ( Вагон номер 1). Следующий вагон какой? ( Вагон номер 2, значит он второй) и т.д.
Дети самостоятельно расставляют стулья –вагоны.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем:
Что после понедельника? ( вторник)
Сколько зимних месяцев? ( 3)
Сколько вагонов в нашем поезде? (10)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько углов у квадрата? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Назови выходные дни . ( суббота, воскресенье)
Назови число, следующее за числом 9. (10)
День рождение сколько раз в году? (1)
Сколько тебе лет?
Сегодня какой день недели?
Среда, какой по счёту день недели? (3)
Воспитатель: Вот мы и приехали в цирк. Ребята, а здесь на двери объявление, в нём написано, что мы попадём в цирк, если выполним задание и узнаем, кто сегодня будет выступать в цирке. Ребята, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания. Вы готовы? Тогда откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою и как надо положу
Я от вас друзья не скрою, карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь, за работу я берусь.
Воспитатель:
Графический диктант «Тигр»: От точки 1 клетка в правый верхний угол, 1 клетка в нижний правый угол, 1 клетка вправо, 1 клетка в правый верхний угол, 1 клетка в нижний правый угол, 1 клетка вниз, 8 клеток вправо, 7 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 6 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево , 5 клеток вверх, 1 клетка в левый верхний угол, 2 клетки вверх.
– Посмотрите, получился у вас тигр такой, чтобы всем понравиться? По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, хвост, полоски.
Теперь у нас получился замечательный тигр и мы знаем кто будет выступать в цирке. Занимаем свои места. Давайте вспомним правила поведения в цирке. ( Говорить спокойно, не кричать, не вставать с места, не бегать.)
( На доске десять животных: 8 животных жарких стран и 2 животных Севера).
К нам вышли все животные, которые выступают сегодня.
- Даша, сосчитай животных слева направо.
- Какое число получилось? ( 10)
-Дима сосчитай справа налево.
- Какое число получилось? (10)
Вывод: Количество животных от направления не изменилось.
Но мы будем считать слева на права.
Игра « Кто где стоит?»
- Какой по счёту стоит слон? ( жираф, тигр, верблюд и т. п.)
Ребёнок: Слон по счёту три.
Воспитатель: Значит он какой? ( третий) и т. п.
2.Воспитатель хлопает 4 раза. ( Дети считают и называют, кто находится четвёртым). Повторить 3-4 раза.
3.Какое животное находится между 1 и 3? Между 8 и 10?
4.Какие у нас здесь животные? ( дети отвечают: животные жарких стран и Севера).
5. Назовите этих животных? ( Дети называют)
6.Сколько у нас животных жарких стран? ( 8)
7. Сколько животных Севера?(2)
8. Каких животных больше, а каких меньше? ( Животных жарких стран больше, а животных севера меньше)
Физкультминутка.
Раз – мы встали, распрямились. Два – согнулись, наклонились. Три – руками три хлопка. А четыре – под бока. Пять – руками помахать. Шесть – на место сесть опять.
Воспитатель: А теперь животные решили разойтись по клеткам.
Игра : « Кто в какой клетке?»
- Какие животные находятся вверху? ( внизу)
- Какие животные находятся справа от нас? ( Слева от нас)
- Какое животное находится в правом нижнем углу?( в левом верхнем).
- Где находится пингвин? ( В левом нижнем углу)
- Где находится морской котик? ( В правом нижнем углу)
Воспитатель: Молодцы , ребята, вы были внимательными, активными, сообразительными. Какие животные вам понравились?
Я взяла с собой в путешествие картинки с домашними животными, которые были сложены из разных геометрических фигур. Но я нечаянно их перепутала и что мне теперь делать я не знаю. ( предложения детей). Вы мне их поможете собрать? Каждый сложит одну картинку, а кому покажется трудно, мы все поможем.
Игра: « Геометрическое лото»
Выбирают образец, находят соответствующие геометрические фигуры и выкладывают на образец. Воспитатель интересуется, какую фигуру ребёнок ищет ( большой красный треугольник, маленький жёлтый кружок и т. д.)
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в цирк ? Давайте вспомним, каких животных мы увидели ? Что делали? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Молодцы, вы со всеми заданиями справились. Нам пора возвращаться в детский сад, поезд нас ждёт.