Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение „Детский сад №40”
На главную Написать письмо Карта сайта
Искать
Версия для слабовидящих
Главная
Переход на ФОП ДО
Антикоррупционная политика в МБДОУ
Интернет - приемная
Отзывы
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Социальное партнерство
Карта сайта
Уважаемые родители ! прием документов в детский сад осуществляется : понедельник с 08:00 до 12;00 среда с 15:00 до 18:00
Прокуратура г. Н.Новгорода разъясняет

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.


Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»

Быть готовым к школе

– не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе

– «..значит быть готовым всему этому научиться..»

- считал детский психолог

                   Л.А. Венгер

Дошкольное детство подразделяется на три этапа:

• младшие дошкольники (3 – 4 года);

• средние дошкольники (4 – 5 лет);

• старшие дошкольники (5 – 7 лет).

        Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принять активное участие.

Ребёнок дошкольник играет, и играть будит ещё очень долго, но на первый план к семи годам выходит учебная деятельность.

Трудно найти ребёнка, который шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос: "Как ты будешь учиться?" - дети, как правило, отвечают: "Хорошо!"

Что же такое готовность к школе?

Готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

• физические качества (включающее созревание нервной системы);

• психологические качества (личностное и интеллектуальное развитие).

Личностная готовность включает в себя:

1. Сформированность внутренней позиции школьника.

2. Мотивация к учению.

3. Произвольность поведения и познавательных процессов.

4. Эмоциональная сфера.

Изучая диаграмму по результатам диагностики, можно сделать выводы, что организованная познавательная деятельность в детском саду не вызывает у детей признаков утомления или повышенной тревожности. Дети во время организованной познавательной деятельности активны, дружелюбны, внимательны, искренни, бодры, азартны и в меру мечтательны.

Социально-психологическая готовность включает в себя отношение к себе, к взрослым, к сверстникам.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

• развитие понятийного уровня,

• обучаемости,

• познавательной активности,

• сформированности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

ОСНОВНЫЕ СТУПЕНЬКИ РАЗВИТИЯ

СТУПЕНЬКА № 1 ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

 Развивать у ребенка умения: произвольно вызывать необходимые воспоминания; вспоминать последовательность событий; использовать при запоминании мнемотехнические приемы; использовать образ как средство развития произвольной памяти; повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

 Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

 Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

• «Повтори слова» (ведущий называет слово, второй повторяет его и добавляет свое).

• «Запомни предметы» (15сек. демонстрирую сюжетную картинку и прошу воспроизвести картинки).

• «Запомни цвет шариков и номер», какого цвета шарик под номером 1, 2, 3, 4, 5.

СТУПЕНЬКА № 2 ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

 Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

 Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.  Использовать в совместной деятельности элементы игры.

 Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

 Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

 Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

 Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

 Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

 Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

  Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

 Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

 Предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

 Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

• «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

• Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

СТУПЕНЬКА № 3 ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

 В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение: составлять группу из отдельных предметов; выделять предметы по назначению, по характерным признакам; классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению; понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов; сравнивать предметы; соотносить схематическое изображение с реальными предметами; делать самостоятельные выводы; отвечать на вопросы, делать умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи.

 Чаще использовать задания на: сравнение пары предметов или явлений нахождение сходства и различия между ними; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей (разрезные картинки); последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д

 Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

 Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

 Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

 Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

 Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

 Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.  Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

• «Найди лишний предмет» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

• «Сочиним сказку» (психолог говорит первое предложение, а родители по очереди продолжают). СТУПЕНЬКА № 4

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!

Для этого можно работать в 2-х направлениях

. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно: • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

• разминать пальцами пластилин;

• запускать пальцами мелкие волчки;

• сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

• делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

• двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой); • показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять;

• показывать только один большой палец отдельно; • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; • махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»; • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

• собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

• наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

• завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

• застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.

2. Формировать графический навык, для этого можно:

• рисовать по точкам;

• рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);

• штриховать разными способами;

• обводить контуры фигур.

         Уважаемые родители, возьмите за руку своего малыша, вместе поднимитесь по этим волшебным ступенькам вверх.

Не забудьте прихватить с собой игру, хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим ребенком!

                         Успехов Вам в пути!       Будьте здоровы!

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

603074, Н. Новгород,
ул. Куйбышева, 19.
Тел./ Факс: +7 (831) 241-19-68
E-mail: ds40_nn@mail.52gov.ru

© Детский сад №40, 2011-2024

создание сайта и хостинг