Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
В дошкольном возрасте начинает реально формироваться личность ребенка, причем этот процесс тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы, с формированием интересов и мотивов поведения, что, соответственно, детерминировано социальным окружением, прежде всего типичными для данного этапа развития взаимоотношениями со взрослыми.
Источником эмоциональных переживаний ребенка является его деятельность, общение с окружающим миром. Освоение в дошкольном детстве новых, содержательных видов деятельности способствует развитию глубоких и устойчивых эмоций, связанных не только с близкими, но и с отдаленными целями, не только с теми объектами, что ребенок воспринимает, но и теми, которые представляет.
Изучение процесса становления личности дошкольника является важным элементом работы психолога, поскольку для каждого ребенка процесс становления личности является уникальным, а поэтому возможны нарушения этого процесса также уникальными, и когда необходимы качество корректирующие меры, необходимо знать точно, что именно повлекло нарушение.
Таким образом, психодиагностика необходима и очень актуальна.
1. Понятие личностного развития дошкольника
Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из важных задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста.
Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребенка, период проявления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Личность – система отношений человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает мотивы поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Чувства и воля обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменений внешних обстоятельств.
Развитие личности в детском возрасте:
1 этап развития:
овладением собственным телом, возникновение произвольных движений,
вырабатывающихся в процессе формирования первых предметных действий.
2 этап развития:
появление первых представлений о своем «Я», осознание своей обособленности от окружения. Это позволяет перейти к самосознанию через познание других людей.
3 этап развития:
а) развитие социально обусловленной потребности в признании окружающих через отождествление себя со взрослым и эталонами нравственного поведения;
б) начало формирования чувства половой принадлежности.
О развитии личности ребенка мы судим:
• по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентационной (классификация М. С. Когана) ;
• по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно-орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение, по классификации А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина;
• по изменению активности ребенка в социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, изменению его поведенческого репертуара (Э. Пиклер, появление противоречий и кризисных состояний, появлению новых качеств и свойств личности (Л. И. Божович) .
Принято выделять характеристики личности дошкольника (базисные) :
- произвольность
(рассматривается, как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами, на этой основе возникает соподчинение мотивов) .
- самостоятельность
(обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого, важнейший фактор влияющий на развитие самостоятельности - стиль общения ребенка и взрослого).
- инициативность
(один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности) .
- креативность
(связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а так же произвольности его поведения) .
- свобода поведения
(ребенок, уверенный в своих силах способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели, свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением) .
- безопасность поведения
(основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка) .
- ответственность
(связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию ответственности ребенка за свои действия, способствующие прежде всего переживанием им последствий своих действий по отношению к другим людям).
- самосознание
Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.
Понимание личностного развития дошкольника как закономерно противоречивого требует иной приоритетности и в его психодиагностике. Чрезвычайно важно, чтобы психодиагностика была преимущественно направлена не на выявление картины дефекта, а на определение того, что Л. С. Выготский называл «гиперкомпенсаторным фондом личности», т. е. на выявление сильных сторон, позитива личности.
2.Психодиагностика развития личности
Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.
Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой – либо отдельно взятом психологическом свойстве. Психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.
2.1 Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.).
Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы. Такие методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями в различных сферах психического развития ребенка (сенсомоторики, эмоционального общения, речевого развития и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирование кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в стандартизационной выборке. На основе сопоставления определяемого таким образом "психического" и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития. Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдением за психическим развитием детей (В. Штерна, Э. Клапареда, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик стало создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине-Кюльмана предназначалась для обследования детей, начиная с 3-летнего возраста.
2.2. Методики психологической диагностики развития личности ребенка дошкольного возраста
Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.
В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.
Методика "Несуществующее животное"
Цель исследования: выявить скрытые, завуалированные стороны личности, степень агрессивности, уровень развития творческих способностей
Материал и оборудование: чистый лист бумаги, карандаши (краски).
Инструкция испытуемому: "Нарисуйте на листке бумаги животное, которое не существует в природе. Оно должно быть не похоже ни на одно известное мультипликационное или сказочное животное. Оно единственное и неповторимое - оно только ваше. И дайте ему несуществующее имя".
Другая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.
Методика «Запомни и воспроизведи рисунок».
Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями, представленными на рис. 31 и рис. 32, каждую — на 1 мин. За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — 14 см х 14 см). Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.
Общая сумма баллов, набранная ребёнком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач. Если эта сумма, полученная путём алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребёнка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребёнка преобладает стремление к избеганию неудач.
Методика «Выбери нужное лицо — тест детской тревожности».
Разработана американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко-развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным Ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см
Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах:
для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек
(на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность.
Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.
Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
Методика «Какой Я?».
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
При анализе результатов обращают внимание не только на характер ответов, но и на мотивировку. Данные наблюдения, беседы и эксперимента сопоставляются, и делается вывод об уровне социальной зрелости ребенка.
По результатам определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций заинтересованность ребенка в выполнении задания и т.п.
3. Психодиагностика межличностных отношений дошкольников
Правильно оценить отношения между детьми в группе дошкольников, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди них, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается воспитатель, работающий в детском саду.
Группа детей дошкольного возраста выступает важным «условием» развития личности каждого из детей. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и то, что ещё важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют её особенности. Следовательно, для каждого ребенка отношения с его друзьями являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными ребятами, гак и ощущение ребенка от своего положения в группе.
Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв.
Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я.
Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:
- социометрия,
- метод наблюдения,
- метод проблемных ситуаций (эксперимент)
Остановимся на описании этих методов подробнее.
СОЦИОМЕТРИЯ
Социометрия в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений.
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой- либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.
Капитан корабля
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном -игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов.
На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.
"Лидеры" - дети, имеющие большую часть положительных выборов.
"Принимаемые"- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
"Игнорируемые" результат выбора которых равен нулю.
"Отвергаемые" - дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
"Изгои" - дети с большим количеством отрицательных выборов.
Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию "игнорируемые", поскольку одногрупники могли о них просто забыть.
Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.
Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Наблюдение бывает:
- полное и частичное;
Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например, речь или игры. Наблюдения зависит от позиции наблюдателя, может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. Вместе этого недостаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первое попавшееся проявление поведения может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разнообразная палитра фактов и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.
Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается есть, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно, нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:
- Требовательность как устойчивая характеристика личности ребенка;
- Переутомление или болезнь ребенка;
- Переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;
- Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).
Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.
Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены, искривлено. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, который вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичность взгляда» на ребенка, предусматривающий обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с ней.
Проведение наблюдений за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задания фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола - «фотографический запись», который, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп . Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включена ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на нее.
Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.
Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, ибо не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования - эксперимент.
Эксперимент.
Особенности метода: для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это - игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Приведем несколько примеров возможных проблемных ситуаций:
Строитель
В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой - контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером - следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2-3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».
Одень куклу
В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек - платья, для мальчиков - костюмы). По цвету отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Мозаика
В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.
После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.
Обработка данных и анализ результатов:
Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:
1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.
0 - полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);
1 - беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;
2 - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;
3 - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.
2. Характер участия в действиях сверстникам. е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка),отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение особой).
0 - нет оценок;
1 - негативные оценки (ругает, насмехается);
2 - демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);
3 - позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).
3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
0 - индифферентная - заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;
1 - неадекватная реакция - безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;
2 - частично адекватная реакция - согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;
3 - адекватная реакция - радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.
0 - отказ - ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;
1 - провокационная помощь - наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;
2 - прагматическая помощь - в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;
3 - безусловная помощь - не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.
Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.
Заключение
Д.Б. Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития - от отделения себя от взрослого (\"Я-сам\") к открытию своей внутренней жизни, самосознания При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.
Психодиагностика представляет огромный интерес для педагогов. Ведь для того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей нужно обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания как раз и можно получить, если использовать методы научной психодиагностики. Почему типовые педагогические методы иногда не срабатывают в некоторых индивидуальных случаях? На этот вопрос нельзя дать ответ, если не учитывать своеобразия индивидуальных психологических особенностей конкретного ребенка, его развития, конкретных жизненных обстоятельств. Объективность этих сведений зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный педагог в ходе повседневной работы с детьми умеет приблизительно определить эти особенности. Но и ему, а тем более, начинающему педагогу сегодня не обойтись без помощи педагога- психолога или практического психолога образования