Уважаемые родители, данное занятие носит рекомендательный характер! Будьте внимательны!
Програмное содержание:
• продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов,
-различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
• закреплять знания о словоразличительной роли звуков;
• продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Понадобится:
- карточка - полоска с четырьмя клеточками;
- красные, синие, зеленые фишки (кружочки)
Ход занятия
I. Игра «Назови пару». Родитель бросает мяч ребенку и называет мягкий согласный звук. Ребенок бросает мяч назад и называет твердую пару названного звука.(например : д- 'д, р-'р, л-'л..., !!!ж,ш,ц - всегда твердые, ч,ш,й - всегда мягкие. У этих звуков нет "старшего/младшего брата", т.е. нет пары по твердости, мягкости)
II. Звуковой анализ слова клей.
Родитель говорит :мы будем разбирать слово, к которому трудно нарисовать картинку, поэтому у нас только полоска с клеточками. Это слово клей.
Разбираем звуки, называем их порядковый номер в слове и даем характеристику:
к -согласный (почему, как определил?- потому что его нельзя пропеть, протянуть, при его произнесении мешает язык) ; твердый, обозначаем фишкой синего цвета
л - согласный (почему? как определил?...) мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета
э - гласный ( почему? как определил? потому что его можно пропеть, протянуть), обозначаем фишкой красного цвета
й - согласный, всегда мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета
БУКВАМИ НИЧЕГО НЕ ЗАПИСЫВАЕМ!!!! ТОЛЬКО ФИШКИ, УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ!
Спрашиваем у детей , что они знают о звуке «й» (это всегда мягкий согласный звук, у него нет твердой пары). Предлагаем "прочитать" слово без звука «к» (убираем первую фишку). «Что получится?» — «Слово лей». Обращаем внимание детей, что можно не только заменить какой-либо звук в слове, но и отнять звук. В результате также получится новое слово.
III. Расскажите стихотворение об озорных звуках:
1 Не давали звукам дела,
Им без дела надоело!
Надоело им скучать,
И — пошли озорничать...
“К” в карман к монтеру — прыг!
А в кармане — ролики.
Из кармана в тот же миг Выскочили... (кролики).
Обращаем внимание детей на то, что на этот раз к слову добавился звук и получилось новое слово (ролики — кролики).
V. Игра «Поймай конец и продолжай».
Называем любое слово, кидаем мяч ребенку. Он должен определить последний звук в этом слове и придумать другое слово, чтобы оно начиналось на этот звук.
Играем всегда!