Радостева Ксения Александровна- воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40» Московского района. Образование– высшее педагогическое – НГПУ 2000,с переквалификацией на дошкольное образование НГПУ 2015 год. Педагогический стаж – 3 года. Мое педагогическое кредо - "Стать для ребенка другом. Чем больше у ребенка радости в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.»
Я представляю опыт работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.
Условия формирования личного вклада в развитие образования:
Научно – исследовательские условия:
Методические условия:
Организационно – педагогические условия представлены на экране
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования. Проблемой речевого развития младших дошкольников занимались многие педагоги-.П. Федоренко, Э.П. Короткова, В.И. Яшина и М.М. Алексеева, О.С. Ушакова и другие, а я попыталась составить перспективный план, серию занятий и разделить дидактические игры по речи на группы.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.
Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы. А мы речевое развитие воспитанников предполагаем в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образование».
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствовании содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления:
*структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
*функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);
*когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Что касается первого направления (исследования А.И. Максакова, Е.М.Струниной, А.Г. Тамбовцевой, М.С. Лаврик, Г.И.Николайчук, Л.А. Колуновой, А.А. Смаги), то было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
В исследованиях второго направления (А.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С.Ушакова, А.В. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Г.М. Юртайкина и др.) авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т.п. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Туманова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
цель работы: Способствовать развитию речи детей 4 -5 лет в дидактических играх.
Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:
- Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.
- Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и социального окружения. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
- Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
- Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира, упражнять в составлении рассказов по картине.
- Воспитывать культуру общения.
Ведущая идея: создание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.
В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ. В соответствии с этим в начале и в конце года проводится обследование по различным областям по методике Афонькиной. Начиная с 2013 года все обследования воспитанников проводятся с письменного согласия родителей в соответствии с ФЗ – 273. Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим дополнительную диагностику по методике О.С.Ушаковой.
Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Всего обследовано в сентябре 25 человека из них 11 высокий уровень речевого развития; 17 человек средний уровень речевого развития. Выше оценки в развитии звуковой стороны и грамматики, ниже в словаре и связной речи.
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей средней группы в дидактических играх:
- Накопление представлений об окружающем и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
- Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры.
- Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение РППО среды.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и домашние животные», «Что сначала, что потом». Так же большой интерес вызывают игры типа «Пазлы», в которых заложены элемент самоконтроля.
Детей так же очень увлекает участие взрослого в игре, например, Катя и Валера играли в игру «Расскажи сказку», и пригласили воспитателя. После этого к игре подключились еще другие дети. Так же Диана, играя в детскую игру «Собери семью», разложила взрослых птиц, затем добавила птенцов. Затруднилась в названии самки гуся, обратилась к нам: «Почему у гуся гусыня? Ведь у петуха – курица, а не «петухиня»». Так же детям очень понравилась схема артикуляционной гимнастики «Утро язычка».
На первом этапе мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотрвидеофильмов), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд). Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:
Когда дети накопили представления об окружающем мире, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры.
Для закрепления правильного произношения использовали чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В среднем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи. Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и перенос в другие виды деятельности. Игры на разные стоны речи детей на природном материале стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения
Параллельно с работой с детьми по развитию речи при ознакомлении с природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.
Родители также участвуют в оформлении родительского уголка, делают фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На основе данного материала мы начали собирать материал для издания книги удивительных открытий. Также в планах совместные посещения в музей, прогулки на природу. В родительском уголке ведется рубрика “Край мой родной”, где мы рассказываем о названиях месяцев, что они обозначают. Даем рекомендации по совершенствованию развития всех сторон речи детей.
В работе с родителями мы используем следующие формы, представленные на экране:
- Ø Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
- Ø Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
- Ø Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в развитии речи детей.
«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны представлена на экране.
- Разработан перспективный план развития речи детей дошкольного возраста через использование проблемных ситуаций.
- Разработана серия занятий по развитию речи:
- Конспект занятия «Дикие животные» для средней группы;
- Конспект занятия «Волшебница Зима»;
- Конспект занятия «Зимующие птицы»;
- Консультация для родителей: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
3. Изготовлены дидактические пособия: «Составь букет», «Костюмы для Петрушек»(для расширения ориентировки в окружающем мире и формирования словаря), «Книжка-малышка «Шнурочки», «Веселый ежик»«Речевой куб», «Дикие фрукты»(для развития речевого дыхания), «Прогноз погоды».
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Повторное обследование развития речи по методике О.С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.
Перспективы работы следующие:
- Продолжать работу по развитию речи средствами дидактических игр и моделирования.
- Способствовать воспитанию культуры общения.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Литература.