Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение „Детский сад №40”
На главную Написать письмо Карта сайта
Искать
Версия для слабовидящих
Главная
Переход на ФОП ДО
Антикоррупционная политика в МБДОУ
Интернет - приемная
Отзывы
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Социальное партнерство
Карта сайта
Уважаемые родители ! прием документов в детский сад осуществляется : понедельник с 08:00 до 12;00 среда с 15:00 до 18:00

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок


Радостева К.А. – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 40» Московского района

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок.»

      На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции. Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Этапы работы

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок). (август - сентябрь)

2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями ) (октябрь - апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей развития речи детей и её образности). (май) На подготовительном этапе было проанализировано речевое развитие детей по методике Ю.В. Афонькиной      

     Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания. По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое (Таисия, Виталий, Даша.) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают временные, причинные и последовательные связи, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают и придумывают сказки и их используют в играх драматизациях.

    При оценке умений различать жанр заметна недостаточность представлений детей об особенностях стиха, рассказа, сказки. Лишь несколько человек (Саша Т., Вика К., Родион, Тая) называли особенности жанра. Исходя из результатов обследования, стало видно, что речевое развитие детей соответствует возрасту детей и ООП, но недостаточно развитие образной стороны речи детей, частично сформированы представления о характерных особенностях жанров. Поэтому развитие образности речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить речь детей, интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.

       На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.

Цель работы: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок.

Задачи:

1. Развивать устойчивый интерес и любовь к художественному слову.

2. Формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей.

3. Содействовать развитию образности и выразительности речи детей.

4. Развивать речевое творчество детей при составлении сказки.

5. Воспитывать культуру общения.

6. Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах речевого развития

     Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности:

• Ознакомление детей со сказкой. Чтение детям сказок и рассказов

• Работа над выразительностью речи, обогащение речи детей образными выражениями.

• Сочинение сказок детьми.

      Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, в том числе по ознакомлении с литературой (сказками, рассказами). Поэтому игры - драматизации и чтение используем в утренние и вечерние часы.

Задачей первого этапа стало ознакомление детей со сказками, активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок, но мы рассказали новые, неизвестные сказки: “ Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Сказка о царе Салтане», «Конек-Горбунок», «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», а также рассказали волшебные сказки: “Царевна-лягушка”, «Василиса Премудрая»,“Никита Кожемяка”, “Сивка - Бурка” и многие другие. Мы рассказали детям о происхождении сказки, о том, как в стародавние времена ходили из города в город, из деревни в деревню сказители и рассказывали свои чудесные сказки, которые люди от мала до велика слушали, затаив дыхание, а потом рассказывали сказку друг другу, тем, кто не услышал сказку, своим деткам. После рассказывания сказки, мы обязательно беседовали с детьми по сказке.

Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке. Так, слушая сказку “ Жар - птица и Василиса-царевна “, Саша П., Аня М. заметили в описании коня новое слово – богатырский - значит очень сильный и выносливый. А Алеша К. и Даша К. отметили, как в сказке звучит слово на землю - “ наземь. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказке “ Морозко”: морозушко, батюшка, красна-девица и др. Мы рассказали детям, что в сказке есть зачин (начало) сказки, своеобразная концовка. Дети с удовольствием вспоминали зачины из волшебных сказок: “В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил – был сильный и могучий царь.” “ В стародавние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату на часах стоять.” Выделяли и концовки: Они теперь живут, поживают и добра наживают, Стали они в добре поживать и лиха не знать, Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, Стали они жить поживать, и теперь живут – хлеб жуют. После слушания сказки, при пересказе её, дети выделяли части сказки, используя схемы-модели, иллюстрации по сказке. При анализе построения сказочного сюжета (повторность сюжета сказки) мы использовали сказки: “ Репка”, “ Колобок”,” Лисичка со скалочкой”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” выделяя в них последовательность развития сюжета моделями. После первого прочтения сказки мы задавали ряд вопросов, с целью выяснения того, насколько дети поняли сюжет.

Далее мы совместно с детьми рассматривали, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические повороты сюжета). Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте сказки красивые слова и выражения. Также детям предлагалось подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаются эти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений, придуманных детьми). Особое оживление среди детей вызывало предложение придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно.

Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Показывая иллюстрацию к сказке, мы добивались от детей не просто ответа на вопрос, «что изображено?", но и вместе вспоминали как об этом явлении или герое говорится в сказке. Как еще можно красиво об этом сказать, какая фраза из этого произведения тебе запомнилась, какой эпизод. Когда дети запомнили сказку, выделили причинно - следственные связи, персонажей, стали пересказывать сказки мы перешли ко второму этапу, в котором работали над выразительностью речи, закрепляли знание сказки детьми, обогащение речи детей образными выражениями.

Использовали следующие приемы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами. Играли в игру «От каждого по словечку»: Один ребёнок сказал: «Колобок», другой продолжает, повторяя предыдущее слово и добавляя своё: «Колобок катиться», третий ребёнок: «Колобок катиться по дорожке» и тд.

Воспитанию чуткости к слову в сказке помогали такие приёмы:

1 Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова в сказке. Например, в сказке «Гуси - лебеди» дети отметили грустные слова: причитала, заливалась слезами. Когда мы попросили объяснить, что эти слова обозначают, дети ответили: «Очень сильно плакала, огорчилась, рыдала». В сказке «Хаврошечка» дети нашли сказочное слово – наливное яблочко. Виталий объяснил, что оно очень спелое и вкусное, налилось соком, поэтому и наливное.

2 Сочинить длинное и смешное слово. Например, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая и другие. Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали такие упражнения. Например, предложили детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.) Или привлекли внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «мама пришла за мной» и т.д.

Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и д.р.) и способами их невербального и вербального выражения. Решению этой задачи способствуют задания типа «разные настроения» (по карточкам – пиктограммам),      чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния.

Эффективным оказался и метод проведения игр-бесед. В ходе данной беседы дети использовали образные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Сначала мы зачитывали характеристику персонажа словами из сказки, и спрашивали детей, о ком это сказано, а затем просили детей припомнить, а как в сказке говорилось о герое. Также мы осуществили подбор иллюстраций к данным сказкам.

    После знакомства детей со сказкой, ребятам, для закрепления содержания произведения и помощи в пересказывании сюжета были предложены мнемотаблицы. С целью мотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности, нами была разработана система поощрений. На первом занятии детям читалась одна и та же короткая сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убраны все средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой. Символом речи без образных слов и выражений выступил рисунок девочки, в сером платье. Детям было предложено сделать платье нарядным. Осуществлялось это путем приклеивания на платье цветных треугольников, которые являлись поощрением за использование образного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии, каждый ребенок приклеивал свой треугольник на платье.

Таким образом, детям хотелось целенаправленно вставить в речь образное слово или выражение, чтобы украсить платье.

      В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь. Это позволило нам начать третий этап деятельности стали совместно с детьми составлять новые сказки, комбинировать старые, изменять сказки, добавляя новые условия, в соответствии с методикой Щебицкой. Придумывали продолжение сказок. Например, сказку «Гуси-лебеди» дети продолжили так: «Принесли гуси-лебеди детей домой, заговорили человеческим голосом и попросили оставить их у себя». А в сказке «Теремок» дом зверей превратился в летучий корабль, и облетали друзья весь шар земной. После пересказа сказки «Лиса и кувшин» мы предложили детям пожалеть лису и придумать счастливый конец сказки. В сказке Виталия лиса разбила кувшин о камень и выбралась наружу. А в сказке Ани на помощь лисе пришли щуки, которые своими острыми зубами разгрызли кувшин. Также мы придумывали новые условия в сказке. Например, в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк» мы предложили изменить время года. «Пусть будет лето»,- сказали дети. Даша предположила, что у волка хвост не замёрзнет, и он наловит много рыбы, больше чем лиса. А Миша сказал, что волк взял сеть, наловил рыбы и угощал ею лису. Также мы использовали приём совместного сочинения сказки. Мы вместе выбирали тему сказки, обсудили план сказки, назвали персонажей. После обсуждения дети вместе с родителями придумывали сказку “Как мы помогали Алёнушке спасать братца”. Использовали и такой приём: мы начинали сказку, а дети по-разному её заканчивали. Например:” В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была царевна . Гуляла она по своему волшебному саду и вдруг…” Дети придумали такие продолжения: у Даши Н. царевна встретилась с феей; У Родиона царевна увидела золотые яблочки , которые умели разговаривать; у Кати царевна встретила волка и подружилась с ним. Вопросами, предположениями помогали развитию сюжета, концовке сказки. На предложение придумать сказку о приключениях колобка, Саша придумал сказку о том, как колобок попал к Лесовичку, а Тая П. рассказала о приключениях колобка в детском саду на новогоднем утреннике; в сказке Кати колобок попал на берег моря и увидел дельфинов. Очень заинтересовались дети, когда мы предложили придумать сказку на тему: “Однажды я превратился в….". Виталий в своей сказке превратился в божью коровку и путешествовал по своей деревне. Олеся - превратилась в бабочку и от её имени рассказала, как она летала по лугу и разговаривала с цветами. С целью закрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок, мы использовали игру-драматизацию. На заключительном этапе нами был проведен литературный досуг «Путешествие по сказкам», одним из моментов которого была необходимость говорить только сказочными, красивыми словами. Здесь же был подведен итог собирания детьми жетонов – платье девушки стало очень красивым, как и речь детей. Дети постепенно превращались в маленьких сказочников.

В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам, рисунки к сказкам, которые придумали сами дети. Сказки, придуманные детьми, мы записывали, постепенно создавая книги со сказками. Родители и дети рисовали иллюстрации к созданным сказкам.

В уголке книги появились сказки и рассказы собственного сочинения:

1 Приключение Иванушки и гусей-лебедей

2 Путешествие Снежной королевы

      Повторная диагностика по методике Ушаковой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Дети стали использовать образные выражения, сочинять сказки. При повторной диагностике образной речи детей по методике О.С. Ушаковой также видны положительные сдвиги: увеличилось количество детей с сформированными умениями до 39%. Дети стали лучше различать различные жанры литературных произведений, понимают смысл многих пословиц, воспринимают образные выражения в загадках, замечают необычные слова в сказках, сами придумывают сказки. Сократилось число детей точки роста до 12% .

Результаты проведенной работы показали, что театрализация сказок обогащает речь детей, способствует её грамматическому и образному развитию.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Развитию речи детей, её образности, а также творческих способностей детей, способствует ознакомление со сказками их придумывание. Она является важнейшим источником развития выразительной детской речи.

Сказка способствует:

1 повышению интереса детей к русскому народному творчеству;

2 развитию творческой активности;

3 развитию образной речи детей;

4 развитию связной речи;

5 воспитанию интереса к сказке, языковому богатству русского языка.

Перспективы работы следующие:

Продолжать работу по развитию театрализованной деятельности. Поставить для сотрудников и родителей спектакль по мотивами сказки Царевна – Лягушка.

• Продолжать развивать выразительность и образность речи детей. 

• Способствовать развитию творческих способностей при составлении сказок собственного сочинения.

• Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.

• Наладить сотрудничество с учителями школы по развитию речи и творческих способностей выпускников.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

603074, Н. Новгород,
ул. Куйбышева, 19.
Тел./ Факс: +7 (831) 241-19-68
E-mail: n.n.mdou40@yandex.ru

© Детский сад №40, 2011-2024

создание сайта и хостинг