Занятие 1. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
Попросите дошкольника показать (любым способом), сколько частей в словах зима, летит, беги, помидор и назвать эти части.
«В слове беги первая часть бе-,
– Вспомните другие слова, начинающиеся со слога бе-. (Бегемот, бетон, бегун, беда…) А из словаря я выписала вот какие слова: бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок. Можете объяснить, что обозначают эти слова?
Сегодня мы с вами будем учиться определять последовательность звуков в словах, –
– Например, в слове мактри звука: м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (К, о, т.) А сколько звуков в слове коты и что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры».
Занятие 2. Пересказ сказки «Лиса и козел»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
Ход занятия
«Людям в жизни постоянно приходится что-то рассказывать – где были, что видели, что произошло; пересказывать фильмы, телепередачи, содержание книг. Поэтому мы с вами и учимся рассказывать и пересказывать. Очень интересно пересказывать русские народные сказки. В них присутствуют диалоги, встречаются необычные слова и выражения.
Сегодня мы с вами будем пересказывать русскую народную сказку „Лиса и козел“».
Читаем сказку.
...
Лиса и козел
Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь. Сидит Лиса, горюет. Что тут делать? Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:
– Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?
– Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.
А Козлу давно пить хочется.
– Да хороша ли вода-то?
– Вода-то хороша, – отвечает Лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.
Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:
– Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.
Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.
Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.
Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.
Обращаем внимание детей на слова, которые употребляются в начале сказки: зазевалась, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.
«А вот идет по той же дороге Козел. Как он идет?» – уточняем
Затем зачитываем диалоги Лисы и Козла и предлагаем детям повторить их. Проговаривает текст от лица Козла, а текст от лица Лисы проговаривает ребенок (2–3 повторения).
Читаем сказку еще раз и предлагаем пересказать сказку в лицах до слов: «Козел сдуру и прыгнул…»