Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Речной (или природный) песок на подносе, сахар-рафинад, сахарный песок, лупа , два стакана с теплой водой, чайные ложка.
Загадки
Петя замок строит ловко,
Катя торт печет ведерком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал…
(Песок)
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, желтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я-….
(Песок)
Неприступная на вид,
Подбоченившись, стоит.
А внутри — загадка,
Белая и сладкая.
(Сахарница, сахарный песок)
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
(Сахар)
Недавно, магазине, мы видели на витрине сахарный песок. И мне стало очень интересно, чем он отличается от речного песка. Помогите мне пожалуйста разгадать эту загадку
Мы конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (Из песчинок) Песчинки твердые или мягкие?
Песчинки твердые. Давайте проверим. У нас на столе стоят подносы с песком. Насыпем немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавим на ладошку пальчиком и покрутим пальчиком по ладошке. … Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»
Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть поближе.Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.
«Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки.
Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? А песок какой? (Песок мягкий) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?
Если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке
.
А теперь посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?
Дети. Белый! Твердый! Сладкий!
Правильно, сахар твердый! У вас в блюдцах лежит сахарный песок давайте рассмотрим его через лупу. Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.
Положите сахар в теплую воду и помешайте ложечкой.
Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?
«Сахар растворился».
Сахар остался в воде, только мы его не видим. А где же он? Наверное, его нет в стакане. Кто мне скажет? Давайте попробуем воду на вкус, какая она стала? (Сладкая) А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?
Нет, не растворяется.
Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.
В воду бросили песочек,
Растворяться он не хочет,
А вот сахар сладкий-сладкий
Растворился без остатка!
А где работает песок?
Вот мы с вами и узнали, чем отличается сахарный песок от песка речного или природного!