Исследовательская деятельность детей вместе с игровой деятельностью занимает большое место в жизни дошкольника. Благодаря своим исследованиям ребенок 5-7 лет расширяет знания об окружающем мире, активно развивается, улучшает знания и становится более эрудированным во многих вопросах. Более того, такие дети выделяются на фоне других детей, к ним тянутся сверстники, нередко у таких детей развиваются лидерские качества. Хотите, чтобы ваш ребенок был именно таким? Тогда замените ему игрушки. Это не значит, что старые машинки и куклы нужно собрать в мешок и вынести на свалку, но старайтесь постепенно приучать ребенка к другому досугу. Домашняя лаборатория – отличны вариант времяпровождения.
Предлагаю Вам описание интересных опытов для детей:
КАК ПЛАВАЕТ РЫБКА
Этот эксперимент поможет объяснить ребенку, как плавает рыбка или подводная лодка. Все, что понадобится – это виноградина и газированная вода. Наливаем воду в прозрачный стакан, опускаем туда же виноградинку. Поскольку она тяжелая, то быстро опустится в воду. Но вот чудо! Вскоре ее окружат пузырьки воздуха, которые быстро поднимут нашу «рыбку» на поверхность. Как только виноградина окажется у края воды, она тут же опустится вниз и все повторится опять – процесс практически бесконечный. Также работают легкие у рыбок.
КАК ОКРАШИВАЮТСЯ ЦВЕТЫ
Чтобы наглядно объяснить ребенку, как растения получают влагу из земли, вам понадобится: пара стаканов и пищевых красителей, а также белоснежные листья капусты.
Наливаем в стаканы воду, добавляем красители. Затем аккуратно ставим в окрашенную жидкость белые листья капусты. Постепенно они полностью окрашиваются в тот цвет, который вы добавляли в воду. Точно таким же образом деревья, растения и цветы получают влагу из почвы – по тоненьким капиллярам она поднимается вверх.
КАК ОБРАЗУЮТСЯ ОБЛАКА
На небе столько всего интересного – и солнце, и облака. А вот откуда они берутся? Этот эксперимент рассчитан на детей, которым интересно будет смотреть на облака и дождь в собственном доме.
Возьмите трехлитровую банку и налейте немного горячей воды. Сверху вместо крышки ставим тарелку и кладем лед – пар, поднимаясь от горячей воды, столкнется с низкой температурой льда и превратится в облако. Чем больше пара будет скапливаться у поверхности, тем быстрее появятся крупные капли – пойдет дождь.
ПОЧЕМУ ЦВЕТА СЛИВАЮТСЯ
Если вам нужно надолго занять ребенка, то предлагаем интересный и познавательный эксперимент. Пусть он раскрасит яркими красками лопасти вентилятора – например, красной, желтой, оранжевой, зеленой и синей. Теперь при включении прибора вы получите интересный
КАК СДЕЛАТЬ НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА
Ребенок любит играть в разведчика? Научите его писать секретные послания. Для этого необходим лист бумаги и невидимые чернила – молоко (безопасный вариант), сок лимона или уксус.
При помощи кисточки или спички нарисуйте рожицу на листке бумаги или напишите короткое послание. Теперь осталось только зажечь огонь и аккуратно нагреть бумагу, не подпалив ее. Невидимое станет видимым.
КАК ПОДНЯТЬ КУБИК ЛЬДА
Если опустить кубик льда в воду, то он плавает у поверхности. Возьмите длинную нить и поместите один кончик на лед. Теперь сыпем соль на кубик и ждем около десяти минут. Тянем за нитку… И вытаскиваем вместе с ней и льдинку.
Соль, попадая на лед, его подтапливает – нескольких минут хватает на то, чтобы излишки соли растворились в воде, а растаявшая вода приморозила ниточку к льдинке.
Но не стоит забывать, что прежде чем начинать любой эксперимент, нужно обеспечить технику безопасности и обсудить правила безопасности с ребенком.
Меры безопасности зависят от вида эксперимента, но существуют общие правила для всех:
- Перед проведением опыта, нужно внимательно прочитать его описание, точно следовать инструкции.
- Взрослые должны обеспечить безопасность рабочего места, оборудования, приборов.
- Рабочее место должно быть хорошо освещено и свободно от посторонних предметов.
- Осторожное обращение с открытым огнем и горячими предметами.
- Безопасное обращение с ножницами и другими острыми предметами.
- Для проведения опытов должна быть отдельная посуда, нельзя использовать посуду, из которой потом будут есть. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.
- Нужно беречь кожу и слизистые от попадания на их поверхность крупинок и брызг.
После проведения опыта, необходимо хорошо убрать рабочее место, вымыть посуду и руки. Если есть необходимость нужно проветрить комнату.
- Используемые растворы следует аккуратно вылить в раковину, предварительно включив холодную воду (чтобы вода разбавляла раствор).
Правила безопасности должны касаться и веществ, используемых для проведения опытов. Они должны храниться в хорошо закрытых и подписанных баночках, отдельно от продуктов питания и в недоступных для детей местах.
Проводите время с пользой!