Конспект НОД в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».
Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи:
- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число; умение давать развернутый ответ на вопрос задачи.
- Развивать логическое мышление, внимание, графические навыки.
- Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
- Активизация речи: условие, вопрос, вычитание, сложение и т. д.
Демонстрационный материал: - конверт с письмом, - 5 конвертов с заданиями, - карточки с заданием - изображение дома - мольберт, - магнитная доска. Раздаточный материал: карточки с заданием, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш.
Ход занятия:
Педагог: Ребята,сегодня, когда я пришла в группу то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это что за очень странный Человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик, который я нёс папе Карло. Они отдадут его только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания.
Первое задание в конверте под номером 1.»
Педагог: Ребята, что будем делать? Дети: Ответы детей.
Педагог: А что для этого нужно?
Педагог:, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
Задание № 1. «Быстрый вопрос - быстрый ответ»
Вопросы: -Посчитайте от 1 до 10 и обратно. -Назови соседей числа 3 (обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 3.)
-Назови соседей числа 5.
-Назови соседей числа 8.
-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
- Сколько дней в неделе?
- Про какие дни мы говорим «рабочие дни»?
- Про какие дни говорим «выходные»?
- Назови соседей субботы?
- Назовите соседей вторника?
- Назовите части суток?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько месяцев в году?
- Какая цифра спряталась в слове семь-я?
- Кто стоит справа от тебя?
- Кто стоит слева от тебя? Молодцы! Справились.
2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.).
Что же это за геометрическая фигура? (Круг)
Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг. , принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой - круг. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Задание № 2 «Что понадобится в школе». (работа в парах) На столе разложены карточки с изображением школьных предметов. Обведите только те предметы которые понадобятся вам в школе. Молодцы! Выполнили задание. Подсказка:
задание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3. Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла? Дети: 3 угла у треугольника. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)
Задание № 3 «Домики» Педагог: Ребята, посмотрите, какой красивый домик! Только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать. Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома. Педагог: Пронумеруйте квартиры, (дети выполняют задание).
Молодцы, ребята!.
Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны? Дети: Это квадрат.
Педагог: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Педагог: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.
Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)
И руками помахать, (махи руками)
Задание №4 «Решение и составление задач».
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: В задаче четыре части.
Педагог: Назовите их.
Дети: 1 - условие,
2 - вопрос,
3 - решение,
4 - ответ.
Педагог: Какие вы знаете арифметические действия?
Дети: сложение, вычитание.
Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно.
Педагог: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы. «На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»
Педагог: Назовите, пожалуйста, условие задачи. Педагог: Назовите вопрос. Решение задачи. Ответ. Молодцы! Решите следующие задачи.
«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?»
Педагог: А теперь составим задачи сами. Составление задач по картинкам. (две задачи)
- На полянке у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
- Подарил ежатам ёжик Восемь новеньких сапожек. От восторга ежата визжат. Сколько было у папы ежат?
- На полянке у дубка Крот увидел 2 грибка. А подальше, у сосны, Он нашёл ещё один. Ну-ка, кто сказать готов: Сколько крот нашёл грибов?
Задание №5. «Подарок для кота Базилио и лисы Алисы». Нужно нарисовать подарки. Рисовать нужно по клеточкам. Педагог: Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку.
Начинаем. 6 клеток вправо 5вниз 2влево 5 вниз 1 вправо 1вниз 1влево 1вниз 1 вправо 1вниз 4 влево 1вверх 1 вправо 1вверх 1влево 1вверх 1вправо 5вверх 2влево 5вверх Что получилось?
Дети: Ключик. Педагог: Давайте отправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они вернут Буратино его золотой ключик. Работы собираются и выносятся за пределы группы.
Подведение итогов: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы.
Как вы думаете, они вернут Буратино ключик?
Назовите, какие задания вы выполняли?
Рефлексия. Какое задание было самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
Буратино благодарит всех.