Масленица-
один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе
множество различных обрядов и традиций. Самым любимым и красивым масленичным
обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам
городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли
холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами,
крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и
бумажными цветами. Особый задор катанию на санях придавал давний народный
обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали
визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это
означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и
помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.
«Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским
нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.
Традиционное
кушанье масленицы – блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам
обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов,
начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но
поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших
помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И
так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам
приберуха!»
Как
на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
Древние
верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они
съедают частичку его тепла и могущества.
После
блинов отправлялись на улицу -''с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и
назывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами». На этих
гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы —
борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях
с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве
возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в
маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое
представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились
палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые
оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали
в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно
мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало
театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение
считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой
—поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по
залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой
Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными
на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом
и наименованием трактира, а на другой — стихи незатейливого содержания:
«С
неделей сырной поздравляем
Мы
дорогих своих гостей
И
от души им всем желаем
Попировать
повеселей».
Провожают
песней масленицу:
Ты
прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладиями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом
Кульминацией
Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления
весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся
угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками -
жаворонками. В качестве жертвоприношения(когда-то это именно так и
осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело
Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как
древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда
посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо
топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся
солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую
«Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в
рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или
вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Масленица
Веселись
честной народ,
Ведь весна не за горами.
Праздник русский к нам идет
Семимильными шагами.
С незапамятных времён
Масленицей он зовётся.
Стал России дорог он,
С ним весна нам улыбнётся.
День весны, как светел он!
Русь, любя, ее встречает,
Свежим, праздничным блином
Стол обычно украшает.
Был язычниками дан,
Этот День благословенный…
Сочи, Бийск и Магадан
Напекли блинов отменных.
Предок варвар был, иль нет?
Это вряд ли кто-то знает.
Из языческих примет ,
Роль Ярила - блин играет.
Злость растратила зима,
Снег ее под солнцем тает,
Долгожданная весна
Дверь тихонько открывает.
Русь заводит хоровод,
Угощает всех блинами,
Приглашает весь народ:
Веселитесь люди с нами!