16-го января мы собирались за Круглым столом . Беседовали с родителями воспитанников на тему «Как Ваш ребёнок общается со сверстниками».
Ведущая Михеенко И.Н. – расширила рамки своего ставшего уже привычным амплуа педагога-психолога, выступая на этот раз, в первую очередь, как «практикующая» мама. Она не стала читать нравоучительных лекций, а начала с того, что поделилась проблемами собственного ребёнка в построении отношений с другими детьми. А потом предложила всем собравшимся – мамам, папам, бабушкам – рассказать, с какими трудностями сталкиваются их дети при общении в коллективе.
Так как тон беседы изначально был задан доверительным, все живо откликнулись, и многие, возможно, даже неожиданно для самих себя, проговорили очень больные моменты, - а кто-то, слушая других, увидел, что есть проблемы там, где, казалось бы, всё «идёт гладко». Говорили о многом: и об «удобных» детях – что за этим может стоять; и о том, как мы «откупаемся», подменяя искреннее внимание к ребёнку чем-то материальным, - на наш взгляд, очень нужным и полезным ему; как не учим отстаивать себя, не показываем примеров грамотного выхода из различных житейских ситуаций; как потакаем взращиванию эгоизма – незаметно, шаг за шагом: где – самоутверждаясь в роли покровителя, где – из чувства собственной вины (за отсутствие истинного интереса, за невключённость в его жизнь); а где – просто экономя время и силы.
Разбирая глубже каждую конкретную ситуацию, мы всякий раз неизбежно приходили к тому, что мы сами – своими делами, поступками – формируем ту модель поведения, которую ребёнок берёт за образец и проводит в свою жизнь. Действует ли он «вопреки» нам – или же копирует нас, - в любом случае поведение ребёнка в коллективе – это зеркало нашей собственной жизни, того, как мы сами общаемся с людьми – и со своими детьми в том числе. Как часто, поддавшись искушению сделать что-то быстрее, затратить меньше сил, мы «сбагриваем» рвущегося помочь, поучаствовать в деле ребёнка! – и куда? – к телевизору, к компьютеру… Своими же руками!... А потом пеняем…
И, вспоминая собственное детство, все без исключения отмечали, что самые яркие и тёплые воспоминания – о тех моментах, когда взрослые «не понарошку» уделяли тебе внимание: совместные дела, походы, праздники, игры, беседы… А теперь у нас всегда находится что-то важнее…
Общение получилось очень живым и плодотворным. Каждый – если и не сделал для себя открытие – что-то взял на заметку. Нас благодарили за эту встречу, говорили, что такие мероприятия очень нужны, предлагали темы следующих бесед.
Что ж, продолжение следует!
Е. Маркус