Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение „Детский сад №40”
На главную Написать письмо Карта сайта
Искать
Версия для слабовидящих

 

Главная
Для Вас Родители
Антикоррупционная политика в МБДОУ
Интернет - приемная
Отзывы
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Социальное партнерство
Карта сайта

Опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования


Важность речевого развития для дошкольников подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально - коммуникативное»

     На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.

          В то же время наблюдается ряд факторов, которые создают трудности в реализации задач развития связной речи детей старшего дошкольного возраста:

  1. Резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение речевой активности в силу легкой ранимости данной функции как наиболее сложно организованной в своей естественно-биологической основе.
  2. Глобальное снижение общего уровня культуры в обществе. Речь, являясь наиболее симптоматичным показателем уровня общей культуры, «отозвалась» целым рядом искажений русского литературного языка, его примитивизацией, засилием жаргонизмов, нецензурной лексики, что, в конечном счете, привело к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок.
  3. Существенное сужение объема общения взрослых и детей, что вызвано сверхзанятостью родителей и их неподготовленностью в вопросах воспитания ребенка. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объеме, это «дети телевизора и компьютера».
  4. По наблюдениям в группе нераспространненость рассказов детей, иногда нарушении логики рассказов – отсутствие концовки, свернутость диалогов ребят в игре.

Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность  деятельности  по вопросам развития связной речи старших дошкольников            

 

 Цель работы: Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.

Задачи, представленные на экране:

  1. 1.    Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
  2. 2.    Создавать условия практического овладения нормами речи.
  3. 3.    Развивать речевое творчество.

Воспитывать культуру общения
 Вначале было проанализировано речевое развитие детей по методике Ю.А. Афонькиной  

     Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания.

Также было проведено обследование речевого развития  детей по методике О.С. Ушаковой с письменного согласия родителей

Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми.   Количественные результаты обследования представлены на экране. Среди всех

    На основе полученных данных обследования, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи, представленные на экране:

  1. 1.    Работа с готовыми дидактическими текстами.
  2. 2.    Составление детьми связных высказываний, предполагающий использование моделирования.
  3. 3.    Составление творческих связных высказываний.

 На основании данных обследования был составлена серия занятий по развитию связной речи детей средствами моделирования. (открыть ссылки)

  Сначала мы обогащали среду, так как развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

    В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

       Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры представленные на экране.

  Модели описательного рассказа Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей. Модели  Ушаковой (описания) также на подгруппу детей. Они их используют в организованной деятельности и в играх.

 На первом этапе работы с детьми мы читаем специальные дидактические описательные тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели рассказа, например, игрушки в соответствии с моделью Ткаченко. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность  описательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель,  составляли рассказы правильные.

          Кроме моделирования использовали и другие методы

     Давали план рассказа, который помогал детям составить рассказ, сказку. Если ребёнок  при составлении рассказа  отходил от нашего плана, другие дети его поправляли. Если ребёнок затруднялся в самостоятельном составлении описания, мы задавали уточняющие вопросы. Например, при описании картины, мы спросили: «Во что одета девочка? Почему она так одета? А как ты думаешь, что она делает? и другие»

        Так же широко использовали прием совместного рассказывания. При составлении письма зайца к своему другу, составление новой сказки и в других случаях, дети поочередно высказывали предложения и совместными усилиями составляли рассказ, сказку.

     Параллельно использовался прием: продолжение рассказа другим                ребенком. Например, задания составить рассказ по серии сюжетных картинок. Три пары детей  сначала выкладывают  серию, совещаясь, затем, рассказывают по ней. Остальные ребята выбирают понравившийся рассказ, отмечая четкость композиции, содержательность, средства выразительности.

     Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. Мы закрепляли умение детей составлять рассказы описания, используя для этого модели. Так  при описании транспорта мы предложили детям схему – описание, подсказывающую построение описания объекта. Когда мы объяснили лишь одну описательную схему транспорта, дети стали при составлении собственных рассказов  об игрушке,  одежде, животных использовать схемы описания данных объектов.

  Использование схем, моделей, повышает самостоятельность детей при составлении рассказов. Так, например, замечено, что Лиза, которая раньше не могла составить рассказ без помощи плана взрослого, после этих занятий, пользуясь схемой, стала сама составлять рассказ. Миша при составлении описательного рассказа Викой  заметил, что она забыла сказать о материале, из которого изготовлена посуда, пользуясь схемой описания посуды. То есть работа по использованию схем-моделей продолжалась

 На третьем этапе дети упражняются в составлении рассказов. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.

      Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.

     Перед праздниками (День учителя и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.

    В процессе работы были созданы самодельные книжки.

    Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.

   Родители являются участниками в  образовательном процессе.

      Работу с родителями мы начали с анкетирования.   В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.

На первом собрании мы познакомили родителей с результатами обследования речи детей, рассказали о выявленных проблемах и особенностях работы по развитию речи детей. Затем на консультациях рассказывали о моделях и других методах речевого развития детей. Были проведены семинары, где родители делились собственным опытом семейного воспитания. Постоянно проходят в нашей группе конкурсы, рисунков, поделок. Совместно с родителями дети готовили  страницы книги о любимой игрушке, о зимнем отдыхе.  Участвуя в педагогическом процессе, родители хотят знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.

Анализируя результаты повторного обследования по методике О.С. Ушаковой видна положительная динамика каждого раздела. Причём наибольшие изменения наблюдаются в следующих компонентах речевого развития: лексика (словарь детей) и связная речь.

Транслируемость опыта.

  1. 1.    Представление опыта работы на педсовете
  2. 2.    Публикации:

- опубликована статья на сайте МБДОУ и сайте МААМ.

Литература

  1. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке «Времена года». - СП 1998.
  2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М. 1984.
  3. Ладыжинская Т.А. Речь, Речь, Речь.- М., 1983 с.115.
  4. Ст. Леушина А.М.  Развитие связной речи у дошкольника. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.-  М. 1999.
  5. Рубинштейн С.Л.   Основы общей психологии. -  М., 1989  с.468.
  6. Ст. Смирнова Е.А., Ушакова О.С.  Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников.. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.-  М. 1999.
  7.  Ст. Смольникова Н.Г.. Ушакова О.С.  Развитие структуры связного  высказывания   у детей старшего  дошкольного возраста./  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М. 1999.
  8. Сохин Ф.А.  Развитие речи детей дошкольного возраста.- М. 1984.
  9. Ткаченко Т.   Использование схем в составлении описательных рассказов./

10.  Дошкольное воспитание. 1990г. №10.Ушакова О.С., Струнина Е.М.  Развитие речи и творчества дошкольников:  игры, упражнения, конспекты занятий. - М. 2003.

11.  Ушакова О.С., А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина.   Занятия по развитию речи в детском саду. - М. 1998.

12.  Ушакова О.С., Струнина  Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста.  - М. 2003.

13.  Яшина В.И., Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному   языку дошкольников.- М., 1997.

603074, Н. Новгород,
ул. Куйбышева, 19.
Тел./ Факс: +7 (831) 241-19-68
E-mail: n.n.mdou40@yandex.ru

© Детский сад №40, 2011-2020

создание сайта и хостинг